18 ноя
История успеха Яндекса Автор: Андрей Громенко
История успеха Яндекса История успеха Яндекса

Яндекс создавался на базе оригинальной идеи – подстроить поиск информации под многообразие словоформ русского языка. Приемы, успешно работающие с менее изменяемым английским, оказывались недостаточно хороши при работе с нашими падежами и склонениями. Тогда Аркадий Волож, сотрудник тогда еще советского Института проблем управления, и Аркадий Борковский, профессионал в сфере компьютерной лингвистики, объединили свои усилия над воплощением идеи в жизнь. Прежде, чем родилась хорошо известная нам поисковая система, ее авторы тренировались на создании классификатора для Института Патентов, а также на поиске в академическом издании произведений Пушкина и Грибоедова. В это время компания двух талантливых тезок называлась «Аркадия», и к ним присоединился еще один компаньон Илья Сегалович. Позднее творческое трио перенесло свои идеи на базу компании CompTek.

В 1993 году смелые начинания ученых обретают имя. Илья Сегалович изобретает название из фразы «еще один индексатор» или «yet another indexer», сокращенно – Яndex.  К 1996 году технологию поиска в русскоязычных текстах решили выпускать как самостоятельный продукт. На базе Яndex была выпущена программа, позволяющая найти нужный файл на  сд-диске, пакет для разработчиков, помощник для поисковой системы в расшифровке русской морфологии и поисковой движок на интернет-сайты. После сотрудничества с поисковиком AltaVista учредители Яndex поняли, что до создания собственного поисковика остается лишь короткий шаг.

Этот шаг был сделан на следующий же год, и новое детище уже могло найти все русскоязычные ресурсы в сети. С каждым годом поисковик совершенствовал функции поиска, и вскоре ссылка на Яndex появляется в новой русскоязычной версии Internet Explorer.

К 2000 году Яndex становится самостоятельной компанией. Мудрым шагом в развитии Яndex стала разработка рекламной стратегии для выхода на самоокупаемость. Идея состояла в том, чтобы контекстную рекламу видела только целевая аудитория по конкретному запросу. А рекламодатели смогли без посредников размещать свою рекламу на Яndex с помощью нового сервиса Директ. Благодаря этим стратегиям через два года компания вышла на самоокупаемость и с этих пор никогда не переставала быть прибыльной. К 2004 году прибыль от этой бизнес-модели утроилась.

Вскоре Яndex начинает размещать свои офисы по всему миру, а также выпускает версии для Украины, Казахстана и Беларуси. Она выпускает собственный браузер и первую не русскоязычную версию для Турции. В 2011 году акции Яndex были впервые выставлены на бирже NASDAQ и заняли вторую после Google позицию в рейтингах.

Помимо стратегии стабильного совершенствования своего продукта, у Яндекса есть то, что делает его не похожим на другие компании. Это их творческий и социальный подход. Например, в начале существования поисковика его главная страница казалась пустой. Чтобы скрасить ее, авторы придумали рубрику «Сказки яндекса», где подмечали интересные нюансы, например, на какие запросы русских пользователей интернет ответить не может. Также в Индексе непостоянства интересов населения интернета, придуманном Яндекс, регулярно публиковались  перемены в наиболее популярных запросах пользователей рунета. Даже названия первых компьютеров на базе Яндекс отображали креатив работников и главную идею ресурса. Эти компьютеры назывались как буквы старославянского алфавита. То и дело в офисе раздавались комментарии вроде: «Буки полетела», «Глаголь зависает». Такое совместное творчество на фоне серьезной работы укрепило внутрикорпоративный дух. Показательно, что первые 10 сотрудников компании работают в ней до сих пор. 

Интересна и социальная политика компании. Для конкуренции с гигантом Google Яндекс проводит региональные семинары, таким образом, встречаясь с потенциальной аудиторией лично и лучше понимая ее потребности. Для поддержки начинающих создателей сайтов была организована бесплатная платформа Народ.ру. проводился также Кубок Яндекса по поиску в интернете. Также компания основала Школу анализа данных, кафедру анализа данных и поддерживает школьные олимпиады.

Политика компании Яндекс может послужить и для вас отличным примером, как объединить навыки ведения бизнеса с творческим подходом и умением находить подход к своей целевой аудитории.

comments powered by Disqus