03 дек
Три задачи на креативность от лидеров IDEO Автор: Переводы для UpSale
Три задачи на креативность от лидеров IDEO Три задачи на креативность от лидеров IDEO

Нас часто спрашивают, как можно развить свое креативное мышление. За время нашей работы в IDEO, глобальной компании, занимающейся дизайном и инновациями, а также за время работы Дэвида в стенфордской школе d.school мы помогли тысячам руководителей и студентов разработать революционные идеи и продукты — от первой компьютерной мыши Apple до хирургических инструментов нового поколения Medtronic и свежих стратегий продвижения бренда North Face в Китае.

В одной из статей за 2012 год мы уже описывали некоторые подходы, которыми пользуемся. Также они описаны в нашей книге «Креативная уверенность: раскрывая креативный потенциал каждого из нас».

Дать вам один из наших самых распространенных советов? Тренируйте креативность. Чем чаще вы будете это делать, тем легче это будет вам даваться.

Безусловно, тренировать свой ум порой значительно сложнее, чем мышцы. Именно поэтому мы разработали десять задач на креативность, которые помогают с легкостью приступить к данному занятию. Некоторые из них вы можете выполнить сами, для других вам понадобится команда. Некоторые задачи покажутся невероятно простыми, другие — довольно сложными. Ниже вы найдете три примера. Надеемся, вы опробуете на себе хотя бы один из них.

5-1

Рис 1. Отличный званый ужин с друзьями.

ЗАДАЧА НА КРЕАТИВНОСТЬ № 1: ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО

Ментальные карты — мощный инструмент, при помощи которого можно преодолеть «страх чистого листа», подобрать примеры, изучить тему, найти поистине инновационные решения. Также метод ментальных карт позволяет вам зафиксировать путь развития ваших идей, так что вы можете вернуться назад и попробовать отыскать новые инсайты, или же объяснить ход ваших мыслей другим людям.

И если при помощи списков вы фиксируете уже готовые идеи, то ментальные карты помогают вам с легкостью сгенерировать новые варианты. Этот метод — очень разносторонний, и это значит, что вы сможете пользоваться ментальными картами постоянно, не только на работе. Например, в домашних условиях вы можете создать ментальную карту идей для званого ужина (как на рисунке).

Инструмент: ментальная карта.
Участники: обычно выполняется самостоятельно.
Время: 15–60 минут.
Материалы: лист бумаги (чем больше, тем лучше) и ручка.

Инструкции:

1. Возьмите большой чистый лист бумаги, напишите посередине основную тему или проблему, с которой вы хотите поработать, и обведите ее.

2. Спросите себя: «Какие еще пункты, связанные с этой темой, я могу добавить на карту?» Запишите идеи, свяжите их с центральной темой. И не волнуйтесь, если они покажутся вам банальными или очевидными. Так бывает со всеми.

3. Попробуйте развить уже готовые мысли, связанные с главной темой. Если вы считаете, что одну из этих идей тоже можно «разобрать» отдельно, возьмите ее в квадрат или в овал, чтобы в дальнейшем вы видели, что это — важный пункт.

4. Продолжайте. По мере разрастания карты ваши мысли будут развиваться и, вероятно, вам в голову придут дикие, неожиданные и весьма отстраненные идеи.

5. Упражнение можно считать законченным, когда места на листе не останется или когда вы почувствуете, что поток мыслей иссякает. Если же вы хорошо разогрелись и чувствуете в себе силы продолжать, попробуйте сформулировать центральную тему другими словами и разработать еще одну ментальную карту — это даст вам новое видение проблемы. Наконец, если вы чувствуете, что поработали достаточно, подумайте о том, с какими из возникших идей вы хотели бы продолжить работу.

5-2

Рис 2. Задача с 30 кружочками.

ЗАДАЧА НА КРЕАТИВНОСТЬ № 2: ОРГАНИЗУЙТЕ СЕАНС РАБОТЫ С ВООБРАЖЕНИЕМ

Об этом упражнении с 30 кружочками мы узнали от ментора Дэвида — Боба МакКима. Оно отлично разогреет ваш ум, так как прекрасно сочетает работу со скоростью мышления (быстрота возникновения идей и их количество) и его гибкостью (разнообразие ваших идей).

Инструмент: 30 кружочков.
Участники: самостоятельно или в группе с любым количеством участников.
Время: 3 минуты, плюс обсуждение.
Материалы: ручка и лист бумаги (каждому участнику) с 30 пустыми кружочками приблизительно одинакового размера.

Инструкции:

1. Выдайте каждому участнику листик с 30 кружочками (как в примере) и что-то, чем можно рисовать.

2. Попросите участников за три минуты превратить как можно большее количество кружочков в узнаваемые объекты.

3. Сравните результаты. Обсудите количество идей и быстроту мышления участников.

Узнайте, кто успел заполнить 10, 15, 20 или больше кружочков (большинство людей не успевают доделать упражнение за 3 минуты). Затем обсудите различия в рисунках. Посмотрите, связаны ли они между собой (мяч для баскетбола, мячик для бейсбола, мяч для волейбола) или отличаются (планета, печенька, радостное лицо)?

Если вы просили участников, чтобы они сами нарисовали кружочки, проверьте, не нарушил ли кто-нибудь правила, использовав два или больше кружочков для одного рисунка (снеговик, светофор). Узнайте у участников, все ли поняли ваше объясние правил, или что-то им пришлось додумывать самим.

5-3

Рис 3. Говори, Думай, Делай, Чувствуй.

ЗАДАЧА НА КРЕАТИВНОСТЬ № 3: УЧИТЕСЬ, НАБЛЮДАЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ЛЮДЕЙ

В поисках новых знаний вы глубоко изучили ту или иную тему и познакомились при этом с людьми, которые чувствуют себя в этой теме как рыба в воде. Вы слушали этих людей и внимательно за ними наблюдали. Теперь попробуйте синтезировать все полученные данные при помощи «карты эмпатии».

Инструмент: карта эмпатии.
Участники: самостоятельно или в группе от 2 до 8 человек.
Время: 30–90 минут.
Материалы: доска или большой флипчарт, стикеры и ручки.

Инструкции:

1. Разделите доску или флипчарт на четыре равные части. Назовите полученные разделы «говори», «делай», «думай» и «чувствуй».

2. Запишите каждое ваше наблюдение в той или иной сфере на отдельном стикере и разместите готовые записки в группах «говори» и «делай». Попробуйте поработать с цветами. Например, используйте зеленые стикеры для положительных утверждений и действий, желтые — для нейтральных, а розовые или красные — для вариантов, связанных с разочарованием, непониманием или даже болью.

3. Когда у вас закончится место или варианты, которые вы хотели бы разместить в этих разделах, начните вклеивать стикеры в нижние четверти — «думай» и «чувствуй». Теперь записывайте на листиках наблюдения касательно языка тела, тона и подбора слов. Используйте те же цветовые обозначения.

4. Отступите немного назад и посмотрите на всю карту. Какие инсайты и выводы приходят вам в голову при взгляде на записанные вами наблюдения? Что из этого кажется вам новым и удивительным? Есть ли внутри отдельных секторов или между ними противоречия или нестыковки? Возможно, вы видите какие-то неожиданные связи? Или, возможно, при помощи карты можно выявить некие скрытые человеческие потребности?

Авторы статьи: Том Келли и Дэвид Келли — соавторы книги «Креативная уверенность: Раскрывая креативный потенциал каждого из нас» (издательство Crown Business, 2013).

Оригинал статьи: http://blogs.hbr.org/2013/11/three-creativity-challenges-from-ideos-leaders/

comments powered by Disqus